Чем хрустальное стекло отличается от хрусталя?
Хрусталь олицетворяет в себе красоту и холодность. Не случайно французский лексикограф Пьер Боаст однажды заметил, что «академические речи подобны хрустальным люстрам, которые сияют, но не согревают». Хрусталь – как воплощение скрытой магии загадочной Снежной королевы: твердый, непроницаемый, но способный разбиться. Этот вид стекла, обладающий особыми свойствами благодаря добавлению оксида свинца, получил свое название в честь своего природного брата – горного хрусталя. А название последнего происходит от древнегреческого слова, означающего «лед».
Бесцветный кристалл
В то же время хрусталь — воплощение неземной красоты, на его гранях играют радужные отражения. «И весь город стоит замерзший. / Как деревья, стены и снег под стеклом. / Я робко иду по кристаллам. / Узорчатые сани едут так неуверенно», — эти поэтические строки выбрала Анна Ахматова, чтобы описать зиму в Воронеже. Кристалл — это также то, что можно сравнить с драгоценными металлами. Ведь серебряной и золотой свадьбе предшествует хрустальная свадьба, которую отмечают через 15 лет после бракосочетания.
История хрусталя
Имя человека, который первым додумался добавить оксид свинца в процесс изготовления стекла, скрыто в тумане времени. Известно только, что это произошло в древней Месопотамии, где была открыта технология создания изделий из стекла. Об этом свидетельствует фрагмент изделия из голубого стекла, изготовленного в древнем шумерском городе Ниппур около 1400 года до нашей эры. Химический анализ показал, что он содержал 3,66% оксида свинца. Однако исследователи полагают, что добавление этого компонента было скорее случайным, чем преднамеренным. Позже стекло, содержащее PbO, использовалось в Китае для имитации нефрита (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Технология изготовления китайского свинцового стекла отличается от месопотамской.
Европа последовала примеру Китая, поскольку добавление определенных компонентов изменяло цвет стекла, позволяя ему имитировать редкие драгоценные камни. Кроме того, цветное стекло использовалось для украшения витражей в храмах и дворцах. Основу для создания хрусталя заложила работа Антонио Нери («Искусство стеклоделия», 1612 г.), переведенная на английский язык Кристофером Мерреттом в 1662 году. Прочитав эту работу, Джордж Рейвенскрофт вдохновился этой технологией и первым начал промышленное производство посуды не из обычного стекла, а из хрусталя. Возможно, это предприятие не было бы возможным, если бы Рейвенскрофт не имел обширных связей с венецианскими мастерами, накопленного опыта в торговле стеклом и огромной настойчивости. Ведь первые образцы были не особенно красивыми, так как прозрачность стекла терялась из-за многочисленных мелких трещин. Рейвенскрофт решил эту проблему, увеличив содержание свинца в расплаве почти до трети. В 1673 году он запатентовал свой метод и постоянно совершенствовал производство, так что в течение трех лет его стекло имело специальный штамп в виде головы ворона, чтобы отличать продукцию высочайшего качества от более ранних бракованных партий.
Однако Рейвенскрофта, организовавшего процесс получения хрусталя, вряд ли можно назвать изобретателем. Скорее, его главная роль заключалась в организации работы. Необходимый процентный состав могли найти приглашенные на фабрику итальянские мастера (например, да Коста или Винченцо) или помощники, непосредственно занимавшиеся технологическими вопросами (например, Хаули Бишоп). Основной продукцией фабрики были стаканы, чаши и сосуды для традиционного британского напитка, приготовленного из молока, смешанного с вином или элем (posset poshote или poshotte). По неизвестным причинам Джордж Рейвенскрофт покинул стекольный бизнес в 1679 году, как раз когда его продукция входила в моду. Он умер в 1683 году, к тому времени срок действия его патента истек. В результате производство хрусталя в Англии начало развиваться с ошеломляющей скоростью. Хоули Бишоп, знавший все тонкости технологии, сразу же открыл собственную фабрику. Центром новой отрасли стали мастерские Лондона и Бристоля, в бесцветном хрустале которых содержалось от 30% до 35% оксида свинца. За следующие два десятилетия в Англии появилось около ста компаний, занимавшихся производством хрустальных изделий.
К началу XVIII века английский хрусталь стал модным во всей Европе, поэтому хрустальные фабрики появились и на континенте. В Нидерландах прославились граверы Давид Вольф и Франс Гринвуд, изделия которых по качеству не уступали английским. Мастерские, расположенные во Франции и Норвегии, а также на немецких и венгерских землях, постепенно начали конкурировать с английскими. Ирландия позаимствовала технологию у Британских островов и начала производить хрусталь в таких больших количествах, что это почти разорило богемских стекольщиков, которые были вынуждены перейти с бесцветных изделий на цветные. В самой Англии дела шли то в гору, то вниз. Огромный бум хрусталя и огромные прибыли от его продажи привели к введению в 1746 году налога, основанного на весе. В результате мастера разработали формы с полыми ножками, чтобы уменьшить общий вес. Поскольку Ирландия была освобождена от этого налога в 1780 году, мастерские начали переезжать из Бристоля и Лондона в Дублин и Белфаст. В 1825 году налог был восстановлен, что привело к разорению многих фабрик и упадку хрустальной промышленности, пока в середине века налог не был окончательно отменен, чтобы спасти английский хрусталь.
Традиционный хрусталь был усовершенствован в 1932 году, когда группа ученых, работающих в Corning Glass Works в Нью-Йорке, предложила новый состав компонентов, что привело к появлению изделий с высокой оптической прозрачностью. На основе этой разработки Steuben Glass Works начала поставлять на рынок декоративные вазы, чаши, салатницы, стаканы и бокалы, а также хрустальные скульптуры. Изделия в стиле ар-деко принесли компании популярность. Однако хрусталь — это не только посуда или предметы интерьера. Стекло с добавлением свинца хорошо поглощает рентгеновские лучи, что используется в медицине. Промышленные предприятия закупают защитные очки от опасного жесткого электромагнитного излучения. «Хрусталь и сердце потеряли бы свою ценность, если бы не были хрупкими», — гласит афоризм. Но, в отличие от стекла, хрусталь не так легко поцарапать.
Виды хрусталя
Свинец — не единственный компонент, используемый для производства хрусталя. Существуют и другие технологии, не требующие свинца. Например, специалисты завода в Гус-Хрустальном считают, что, помимо классического типа, формируемого с помощью оксида свинца, существует еще три группы.
Горный хрусталь — это природный диоксид кремния. Это разновидность кварца, которая не имеет выраженного цвета, но обладает высокой степенью прозрачности. Произведения искусства из горного хрусталя создавались задолго до появления фабричного хрусталя и художественного стекла. Ювелирные изделия, сосуды и резные печати из этого материала сохранились со времен древних греков и римлян. Император Нерон гордился своей парой чаш из горного хрусталя и не упускал ни одного примечательного предмета, изготовленного из того же стекла. Хрустальные шары служили «кондиционерами» для богатых граждан Рима, охлаждая их руки в жару. Возможно, один из римских патрициев придумал фразу, которая сохранилась на протяжении веков: «Горный хрусталь охлаждает руки, но согревает душу». На Востоке шары также часто вырезали из горного хрусталя. Один из них, диаметром 32,7 см, выставлен в Национальном музее США (Вашингтон, округ Колумбия). Горный хрусталь внес большой вклад в развитие оптики, так как в древности из него изготавливали линзы, которые зажигали огонь на жертвенных алтарях. Самовар для царя Петра I был вырезан из цельного куска горного хрусталя. Среди антиквариата XVIII и XIX веков есть табакерки, печати и пуговицы, изготовленные из натурального хрусталя.
Бариевый хрусталь — это разновидность хрусталя, в котором вместо свинца используется барий. Он также обладает превосходными оптическими свойствами. Бариевый хрусталь кипятят в печи, а затем медленно охлаждают. Полученную стеклянную массу затем разрезают на куски и полируют. Этот вид хрусталя часто используется в качестве основания или подставки для наград или сувениров (кубков, призов, подиумов, корпоративных символов и т. д.).
Богемский хрусталь изготавливается без добавления свинца или бария. В его составе эти элементы заменяются калийно-кальциевым стеклом. Знаменитая стекольная фабрика Moser использует эту технологию уже более века. Почему понадобились другие рецепты хрусталя? Оказалось, что хранить соки или вина в хрустальных сосудах в течение длительного времени небезопасно, так как свинец постепенно переходит из хрусталя в напиток. Например, содержание свинца в белом вине удваивалось в течение часа хранения и утраивалось в течение четырех часов. Двухдневное выдерживание портвейна в хрустале привело к тому, что уровень свинца в напитке составил 89 мкг/л, а после четырех месяцев наблюдения за различными видами вина этот уровень вырос до 2000, а иногда даже до 5000 мкг/л. Бренди, выдержанный в свинцовом хрустале более пяти лет, показал содержание свинца около 20 000 мкг/л. Чтобы устранить эту проблему, декантеры часто изготавливают из бессвинцового хрусталя, который не только красив, но и безопасен.
В чем разница между хрустальным стеклом и хрусталем?
Почему иногда пишут «хрусталь», а иногда «хрустальное стекло»? Являются ли эти термины синонимами? В интернете они часто используются как взаимозаменяемые, но если обратиться к нормативным актам, то узнаем, что в зависимости от процентного содержания оксида свинца стекло будет относиться к разным типам. Согласно ГОСТ 24315-80, хрустальное стекло (Kristallglas) бесцветно и содержит в основном диоксид кремния (SiO). Общее количество оксида свинца (PbO), оксида бария (BaO), оксида калия (KO) и оксида цинка (ZnO) в нем составляет не менее 10%. При этом показатель преломления стекла должен быть не менее 1,520, а плотность — не менее 2,4 г/см³. Если содержание оксида свинца в стекле составляет от 18 до 24%, оно считается низкосвинцовым хрусталем (Bleiarmes Kristallglas). Свинцовый хрусталь (Bleikristallglas) содержит от 24 до 30% оксида свинца. Если содержание оксида свинца превышает 30%, то речь идет о высокосвинцовом хрустале (Bleireiches Kristallglas). С увеличением содержания свинца увеличиваются показатель преломления и плотность. А что насчет бариевого хрусталя? Он также описан в ГОСТ 24315-80. Если стекло содержит не менее 18% оксида бария и оксидов щелочных металлов, с показателем преломления не менее 1,530 и плотностью не менее 2,7 г/см³, то это бариевый хрусталь (Bariumkristallglas).
Современный хрусталь
Конечно, наш ГОСТ не является ориентиром для других стран. В каждой стране есть свои стандарты. Например, в Чехии, которая имеет свои сильные традиции, существует три неофициальных класса хрусталя: традиционный (низкое содержание оксида свинца), стандартный (до 30% оксида свинца) и премиальный (33% и выше). Первые две группы охватывают сувениры, предметы интерьера и посуду для среднего класса. Третья группа считается эксклюзивной продукцией, которая по определению не может быть дешевой. Официальная европейская классификация, которая также применяется в Чешской Республике, очень похожа на нашу с точки зрения содержания PbO. Она делит продукты на обычное стекло (менее 10% оксида свинца), хрустальное стекло (от 10 до 17%), прессованный хрусталь (от 18 до 23%), свинцовый хрусталь (от 24 до 30%) и хрусталь с высоким содержанием свинца (более 30%).
Тип хрусталя должен быть указан на этикетке или наклейке (например, «СВИНЦОВЫЙ ХРУСТАЛЬ 24% PbO»). Другие обозначения (CRYSTAL GLASS, CRYSTAL или CRYSTALITE) ясно указывают, что это не классический хрусталь. Например, кристаллит вообще не содержит оксида свинца, поэтому, ссылаясь на вышеуказанную классификацию, многие люди классифицируют его не как хрусталь, а как калий-кальциевое стекло.
Хрусталь в России
Как весенняя река утром,
Кристалл звенит, звенит, не переставая.
За рулем алмазной машины,
Алмазник осторожно держит стекло,
Следуя чертежу,
Чтобы радуга была видна
На ярких гранях в каплях дождя.
Васильев, А.И.
Традиционный русский хрусталь обычно ассоциируется с семьей Мальцовых. Летом 1756 года купец Аким Мальцов открыл стекольный завод на реке Гусь, который в конечном итоге превратил рабочий поселок в город Гусь-Хрустальный. Переломным моментом для завода стал 1830 год, когда он начал производство хрусталя. Успех пришел потому, что продукция Ивана Мальцева, владевшего фабрикой в то время, ничем не уступала по качеству импортному богемскому хрусталю, но была намного дешевле. Можно сказать, что Мальцевы создали в России свою империю, производя стекло и хрусталь, что и сделало их знаменитыми. Однако именно мастера, работавшие на фабрике, принесли славу семье Мальцевых. Например, семья Травкиных специализировалась на гравировке необычайно тонких узоров на спичечных коробках. Эти композиции на стаканах и вазах были очень ценны. А сколько имен осталось неизвестными.
Революция, гражданская война и последующие разрушения привели к упадку предприятия, и оно закрылось. Только внимание Михаила Калинина, «всесоюзного старосты», который распорядился выделить деньги на возобновление производства, спасло фабрику. Здесь делали все: от простейших граненых стаканов до художественного разноцветного стекла. Здесь же освоили технологию плавки цветной венецианской нити. Продукция Гусь-Хрустального продавалась по всей стране и экспортировалась за рубеж. «Неудивительно, что везде я по праву / Как верный сын, горжусь тобой / Твоей яркой, громкой славой, / Хрустальный, прекрасный город Гусь», — писал об этом поэт В. Жольнин. В 1990-е годы фабрике грозило закрытие, так как доходы россиян резко упали, а старые связи были разорваны. Рабочим предложили возможность самостоятельно продавать продукцию, и поездные вагоны, курсирующие между столицей и провинцией, начали заполнять разносчики с наборами гусевского стекла и хрусталя. Сложность финансовых расчетов между ставшими независимыми мастерскими привела к банкротству. Тем не менее, Гусевский хрустальный завод имени Акима Мальцева работает и по сей день, так как часть завода была выкуплена, установлено новое оборудование, а завод перешел с массового производства посуды на мелкосерийную продукцию или индивидуальные заказы.
Еще одним известным предприятием была Дятковская хрустальная фабрика, основанная в 1790 году вдовой Акима Мальцева в деревне Дятково (ныне одноименный город в Брянской области). Расцвет предприятия начался в 1849 году, когда оно перешло в собственность Сергея Мальцева, сына самого Ивана Мальцева. Под его руководством фабрика приобрела газогенераторные печи. Модернизация позволила фабрике добавить урановое стекло и стекло «медно-рубиновое» к высокохудожественному хрусталю с тонкой алмазной огранкой, который производился там ранее. Мальцев был очень заинтересован в придании стеклу определенного цвета, поэтому он нанял Вацлава Рикла, эксперта по чешскому стеклу, для работы на фабрике. Работа по производству цветного стекла началась в 1896 году. В советское время власти переоборудовали фабрику, превратив ее в современное предприятие, способное решать крупные и необычные задачи. Кристальные люстры, изготовленные здесь, можно увидеть в Дворце правительства в Гаване (Куба) и Музее ковров в Баку (Азербайджан). Они освещают залы Третьяковской галереи и зал заседаний московского отеля «Президент». За несколько десятилетий торговая марка «Дятковский хрусталь» завоевала уважение не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фабрика получала заказы на изготовление призов и наград для самых известных соревнований («Хрустальная боксерская перчатка», «Хрустальная лошадь» и т. д.). В конце советского периода штат фабрики превышал пять тысяч человек. Рыночные условия быстро поставили фабрику в трудное положение. Постоянные слухи о банкротстве предприятия оказались правдой, и фабрика в конце концов обанкротилась. В результате юридических преобразований была создана компания «Дятковский хрустальный завод плюс» (ДХЗ Плюс), которая до сих пор занимается производством хрусталя. Среди известных изделий российского периода — «Хрустальный пеликан» (награда лучшему учителю страны) и «Богиня медицины», которая вручается в знак признания заслуг врачей.
Еще одно известное предприятие по производству хрусталя — Никольско-Бахметевский хрустальный завод, более известный как «Красный гигант» тем, кто пережил советский период. Он не намного моложе Гусевского завода, так как был основан в 1764 году и по праву считается одним из старейших российских производителей хрусталя. Она была основана в деревне Никольско-Пестровка (Пензенская губерния) отставным военным офицером Алексеем Ивановичем Бахметевым. Его фамилия и место основания послужили названием заводу. Он прославился своими высокохудожественными дворцовыми украшениями, которые производились здесь наряду с хрустальной посудой и сервировочными принадлежностями. Высокую оценку получили также его хрустальные светильники. На Всероссийской промышленной выставке, состоявшейся в Санкт-Петербурге в 1829 году, сын основателя фабрики Н. А. Бахметьев получил Большую золотую медаль за свою выставку хрусталя. С 1836 года продукция начала маркироваться двуглавым орлом, обозначавшим высочайшее качество изделия. Хрусталь получал награды на выставках в Москве (1839, 1861, 1865) и Нижнем Новгороде (1896). В 1884 году фабрика перешла к Александру Оболенскому. В советское время фабрике были поручены важные оборонные проекты. Например, она производила оптику для танков и подводных лодок. Среди ее крупных проектов стоит упомянуть заказы на дизайн станций метро. В постсоветский период фабрика обанкротилась. Сегодня на ее месте находятся компании ООО «Бахметьевская артэль» и «Бахметьев1764».
Как отличить хрусталь от обычного стекла
Очень часто стеклянные и хрустальные изделия внешне неотличимы. Но стекло дешевое, а хрусталь дорогой. Можно ли распознать стекло, если хитрый продавец выдает его за хрусталь? Существует ряд простых и доступных способов определить стекло, которое попало среди своих хрустальных двойников.
Иногда достаточно просто посмотреть через хрусталь на солнце или яркую лампу, и тогда глаз заметит красивую радужную игру всех цветов радуги. Стекло не способно отображать такую многоцветность. Еще один совет — при покупке проверить хрусталь с помощью фонарика. Хрустальный изделие должно иметь синевато-фиолетовый оттенок. Другие оттенки должны вызвать настороженность (например, натриево-кальциевое стекло при такой проверке будет казаться зеленоватым).
«Я хочу в кафе! Но не в бистро! / Там только одноразовые стаканчики... / Из пластика... а я хочу стеклянные / Или хрустальные, чтобы не было обмана!» (Вера Соколова-Зарщикова). В фильме «Прохиндиада, или Бег на месте» менеджер престижного ресторана тщательно проверяет посуду, накрытую для свадебного банкета, аккуратно постукивая по краю бокалов. Эта операция сопровождается характерным звонким звуком. Но как только вместо этого слышится грубый лязг, бокал безжалостно убирается со стола. Выражение «хрустальный звон» наверняка знакомо каждому. Высокое содержание PbO придает звону мелодичность. Однако этот метод не работает с толстостенным хрусталем. Его также нельзя использовать для проверки хрусталя с трещинами. Поэт А.К. Лозина-Лозинский однажды заметил: «И душа моя звонит тихой радостью / От стука треснувшего хрусталя».
Монеты часто проверяют на весах. Но хрусталь от стекла можно отличить и с помощью обычного взвешивания. Хрустальный предмет будет весить больше, чем стекло, отлитое из той же формы. Еще один способ — вспомнить, как хрусталь использовался для охлаждения рук. Обычное стекло в руках нагревается быстрее, чем хрусталь. Что ж, выше приведен небольшой шпаргалка. Несложно понять, какая сторона — стекло, а какая — хрусталь.
Интересные факты о хрустале
В XIX веке хрусталь использовался не для охлаждения рук, а для охлаждения напитков. Для этой цели был разработан холодильник в форме кувшина. В нижней части находился контейнер для льда. Этот кувшин не стал таким популярным, как ведерко со льдом для охлаждения шампанского, но попал в список необычных изобретений.
Под хрусталем обычно понимают что-то абсолютно прозрачное и бесцветное. Но мы уже видели, что существует цветной хрусталь. Как он получается? Оказывается, здесь в игру вступают примеси. Темно-красный, гранатовый цвет создают примеси соединений кадмия или золота. Оксид меди и оксиды марганца делают хрусталь зеленым и фиолетовым. Еще один способ получить зеленый кристалл, но не глубокий, а яркий травянистый оттенок, — с помощью хрома. Железо придает кристаллу зелено-голубые тона. Оно также может придать кристаллу желтый цвет. Но желтый цвет можно получить и с помощью марганца, только нужно следить за концентрацией, так как кристалл может стать коричневым. Желтовато-зеленые тона получаются с помощью урана. Кристалл приобретает темно-синий цвет благодаря кобальту. И, наконец, кремний придает кристаллу нежный розовый оттенок.