Жизнь в хрустяльных отражениях Людвига Мозер
Выпускник Высшей школы стеклоделия и Средней школы стеклоделия в Новом Боре. Лауреат зрительских симпатий престижного конкурса Czech Grand Design 2012 за дизайн ваз Hruška и Kolorit. Его работы отличаются необычным сочетанием цветного хрусталя и очень специфической огранкой. Его работы, созданные для стекольного завода Moser за последнее десятилетие, являются одними из самых востребованных. С 2013 по 2018 год занимал должность художественного директора на фабрике Moser.
Кристаллу издавна приписывали магические свойства. Считалось, что этот прозрачный камень дарит людям яркие сны, а изделия из него приносят в дом мир, счастье и процветание. В этом есть доля правды: когда человек смотрит на изящную вазу или бокал, его невольно охватывает чувство восхищения — восхищения мастерством ремесленника, создавшего такую красоту.
История чешской компании Moser, продукция которой поставляется в Ватикан и королевские дворы Испании, Великобритании и других стран, началась в середине XIX века.
Дизайнер и гравер по хрусталю Лукаш Ябурек объясняет:
Существуют специальные книги, содержащие всю информацию о продукции стекольного завода с 1857 года по настоящее время. В них собраны тысячи различных форм, идей, чертежей и эскизов. Это прекрасный источник вдохновения для дизайнеров, а у нас также есть клиенты, которые любят точные исторические копии в стиле модерн или ар-деко. Конечно, иногда очень сложно понять, как был создан тот или иной продукт, какие материалы и технологии были использованы, но я считаю, что все всегда сводится к опыту мастера. Развитие — это попытки. Попытки и поиски.
Основателем компании Moser является Людвиг Мозер, один из самых известных и проницательных предпринимателей в области производства стекла. Он родился 18 июня 1833 года в Карловых Варах. Его отец был портным, но Людвиг не пошел по стопам отца и обучился профессии стеклореза. В 24 года молодой человек открыл в Карловых Варах собственную небольшую мастерскую и магазин. Он покупал стаканы, зеркала и пресс-папье у различных производителей и сам украшал их гравировками. Однако вскоре он перерос свой родной город и стал представлять результаты своего творчества на международных выставках. Работы Людвига были высоко оценены: в 1889 году он уже был членом жюри Всемирной выставки в Париже.
Историки считают 1857 год годом основания компании Moser, так как именно тогда Людвиг открыл свою мастерскую. Однако предприниматель решил построить собственную стекольную фабрику позже. Получив необходимое разрешение от администрации своего родного города, он запустил производство в Карловарском районе Двори в конце XIX века (1892 год).
Репутация Moser основана на многолетних традициях ремесленного мастерства. Большинство мастеров всю свою взрослую жизнь работают со стеклом и хрусталем. Лукаш Ябурек принадлежит к молодому поколению специалистов по хрусталю. Он начал создавать хрупкие предметы еще в школе, когда изучал «художественную резку стекла». Ябурек считает, что почти любой может придумать необычные формы и цветовые решения, но для настоящего профессионализма необходимо специальное образование.
«Придумать можно что угодно, потому что у людей много фантазии и идей. Однако для реальной работы лучше иметь опыт. Различные манипуляции с хрусталем можно выполнять только если знаешь конкретные технологии и умеешь плавить, шлифовать и обрабатывать его. Практические знания также помогают при работе с людьми — в моем случае с мастерами-художниками.
Некоторые из них работают на фабрике на полную ставку, а другие сотрудничают по конкретным проектам.
Работа в такой компании — большая ответственность. Еще когда я учился в школе, стекольный завод Moser уже был лучшим в области производства хрустальных изделий ручной работы не только в Чехии, но и во всем мире.
С момента основания и по сегодняшний день Moser использует в своем производстве бессвинцовый хрусталь. Основными сырьевыми материалами, используемыми в производстве такого хрусталя, являются кварцевый песок, сода, калий и известняк. Известно, что Людвиг Мозер использовал какой-то другой химический состав вместо свинца; последний до сих пор остается коммерческой тайной компании.
Первым этапом создания стеклянного изделия является его выдувание. Расплавленное стекло напоминает густой мед, но по мере остывания постепенно затвердевает. Стеклодувы используют трубу для выдувания стекла, чтобы создать из расплавленной массы хрупкие предметы определенной формы. Это требует не только опыта, но и творческого подхода: каждый из мастеров вносит свой непосредственный вклад в то, как в конечном итоге будет выглядеть конкретный стакан или ваза. Кроме того, эта работа физически тяжелая, подчеркивает Итка Свободова, руководитель центра для посетителей стекольного завода Moser.
Трубка для выдувания стекла имеет разный вес в зависимости от того, какой продукт будет на ней выдуваться, и чаще всего весит от одного до двух килограммов. Но, например, у нас есть и трубка весом 16,5 килограмма. Это примерно вес одной вазы, с которой работает стеклодув. Теперь представьте, что мастер должен держать эту трубу в горизонтальном положении, одновременно выдувая сам продукт, очень быстро выполняя все манипуляции и даже перекладывая трубу из одной руки в другую — и сразу становится ясно, насколько сложна работа наших стеклодувов.
С конца XIX века для этих целей мы используем деревянные формы из бука или груши. Интересно, что эти формы до сих пор изготавливаются специальными мастерами на производстве, причем вручную.
Существует более десяти тысяч различных типов форм, что соответствует количеству продуктов в нашем ассортименте, — объясняет Итка Свободова.
После ряда других технологических манипуляций начинается заключительная часть работы — художественное оформление изделия, которому сам Людвиг Мозер придавал большое значение.
Типичные декоративные обработки изделий Moser включают декоративную шлифовку и резку, травление и позолоту стекла. Мастера полируют позолоченные поверхности агатом и гематитом, чтобы добиться мягкого блеска. И, конечно же, гравировка — одна из самых дорогих и сложных форм декорирования хрустальных произведений искусства. Мастер сначала рисует мотив гравировки на хрустальной поверхности, а затем приступает непосредственно к процессу резьбы. Для этого используются специальные ролики различных типов и размеров, на которые наносится шлифовальный или абразивный материал.
Лукаш Ябурек считает, что заинтересованному человеку не нужна дополнительная мотивация: желание творить рождается под влиянием атмосферы, царящей в мастерских.
«При работе с хрусталем постоянно возникают разные идеи. Одно дело, когда держишь в руках эскиз, и совсем другое, когда чувствуешь в ладонях готовое изделие, а точнее, его прототип. Ручная работа — это сложный и длительный процесс: создание эскиза, формы, затем плавка изделия, резка, шлифовка и гравировка. В ходе этого мастер неизбежно придумывает идеи, как сделать что-то по-другому, например, как украсить изделие.
Репутация фабрики возлагает на мастеров огромную ответственность: эксперт или ценитель с первого взгляда узнает оригинальные изделия Moser.
Moser отличается высоким уровнем мастерства и цветовой палитрой. Ни одна другая стекольная фабрика в мире не имеет такого широкого спектра цветов. Весь производственный процесс основан исключительно на ручном труде; даже полировка изделий производится вручную. Мы не используем кислоту, которая улучшает свойства материала. После такой обработки хрусталь сияет ярче, а обработанные грани мерцают выразительнее. В настоящее время мы неоднократно работали с изделиями, производство которых, скажем так, было на пределе технических возможностей. Это большой вызов для каждого из нас. Я считаю, что изделия Moser лучше и качественнее, чем где-либо еще.
Лукаш Ябурек скептически относится к тенденциям в производстве хрусталя. Он считает, что тенденции задает рынок, и часто речь идет не столько о дизайне как таковом, сколько о концепции. Мастерство, необходимое для создания вазы или набора, отходит на второй план. Ябурек убежден, что мастерство стоит на первом месте. Дизайн не может существовать без искусства, а искусство не должно отделяться от мастерства, считает он.
«Моим главным источником вдохновения является материал — хрусталь. Достаточно прийти в мастерскую, побродить по помещению, где все организовано и работает так же, как и 150 лет назад. На втором месте — архитектура, современные формы и структуры, которые постепенно возвращаются к ней. И, конечно же, меня вдохновляет природа.
В 2021 году исполнится 164 года со дня основания Moser, места, где чешские мастера создают хрустальные произведения искусства. Сегодня Moser является официальным поставщиком хрустальных изделий для королевских дворов и президентских дворцов.
В 1923 году набор из 214 предметов был отправлен Папе Пию XI в Ватикан. Набор бокалов и столовых приборов из коллекции Splendid, считающейся самой узнаваемой среди продукции Moser, был подарен в 1947 году в качестве свадебного подарка будущей королеве Англии Елизавете II.
После смерти основателя компании Людвига Мозера управление бизнесом перешло к его сыну Лео (1916). Перед Второй мировой войной семья Мозер эмигрировала в США, а семейный бизнес был продан Union Bank в Праге. После войны фабрика была национализирована чешским государством, а в 1991 году была приватизирована и перешла в частную собственность. Однако традиции ручного производства были сохранены — продукция Moser остается символом роскоши и примером тонкой художественной работы чешских мастеров.