Куда пропал советский сервиз, ставший символом эпохи?
Кто изобрел столовый сервиз, когда, как он появился в стране и почему сегодня не пользуется большим спросом. Спойлер: некоторые сервизы стали предметом пристального интереса коллекционеров и продаются на международных аукционах за миллионы рублей.
Статус и дефицит
Хороший обеденный и чайный сервиз был предметом гордости старшего поколения, символом благополучия и достатка каждой советской семьи. Фарфоровую посуду всегда хранили на видном месте — на стеклянных полках серванта и в витринах в гостиной. Ее доставали только по особым праздникам, да и то не всегда — «жалко, разбит». Фарфоровые чашки и тарелки относились как к музейным экспонатам — в обычные дни из них никогда не ели и не пили. Супницы, салатницы и соусники доставали только к праздничным трапезам. Посуда повседневного пользования, более простая, пряталась в шкафы за закрытыми дверцами или на кухне.
Такое бережное, даже почти благоговейное отношение объяснялось тем, что сервиз можно было превратить в приданое или передать по наследству (как хрусталь и серебро). Дорогой высококачественный фарфор считался достойным подарком даже для людей, с которыми не были особенно близки, например, для коллег по работе и даже чиновников. Родственники и друзья скидывались, чтобы подарить набор для максимального количества человек молодоженам и юбилярам, тем самым повышая статус торжества или знаменательного события.

Его часто было трудно достать даже в знаменитом «Доме фарфора» на Ленинском проспекте: он не был доступен для открытой продажи, а можно было приобрести только через «связи». Набор «Мадонна», произведенный в ГДР, считался таким дефицитным товаром, возведенным в культовый статус, с его радужной глазурью, обильной позолотой и сценами, изображающими Юпитера, соблазняющего нимфу Каллисто. Посуду покупали у частных лиц и привозили из командировок. Несмотря на чрезмерную вычурность, в СССР «Мадонна» считалась признаком буржуазности и могла стоить до 25 советских рублей (сегодня цены на сервизы на торговых площадках достигают 60 000 рублей). Любая семья, даже с очень скромным доходом, могла позволить себе простую массовую фарфоровую посуду.
Фабрики и партнерства
Китайцы изобрели фарфоровую посуду в VI-VII веках до нашей эры. Но благодаря европейцам эти предметы стали неотъемлемой частью королевских столов. Первым фарфором, появившимся в Европе, был мейсенский фарфор из Саксонии — рецепт белого фарфора был изобретен немецким алхимиком Иоганном Бётгером, а популярность ему принесла французская мануфактура в Севре.
Мода на фарфор пришла в Россию в середине XVIII века, во многом благодаря химику и горному эксперту Дмитрию Ивановичу Виноградову. Он сам проектировал печи и долгое время исследовал глины из разных месторождений, пока не придумал точную формулу и рецепт.
В 1744 году по указу Елизаветы I в Санкт-Петербурге начала работу Невская фарфоровая мануфактура, позже ставшая Императорской фарфоровой фабрикой. Название сохранилось до наших дней, хотя в мире более известен знак ЛФЗ (Ленинградская фарфоровая фабрика, или Ломоносовская фарфоровая фабрика). Логотип ЛФЗ был разработан в 1936 году ленинградской художницей Анной Яцкевич, которая впервые нарисовала знаменитый кобальтовый узор в ноябре 1944 года.
Помимо столовой посуды, ЛФЗ всегда активно развивала художественный фарфор, привлекая к сотрудничеству лучших художников своего времени, таких как Иван Билибин, Константин Сомов и Евгений Лансере. Годы после революции стали временем расцвета пропагандистского фарфора: хрупкий материал стал мощным инструментом пролетарской пропаганды. Тарелки, блюда и чашки украшались гербами, красными звездами и громкими лозунгами, такими как «Земля — рабочим» и «Царство рабочего и крестьянского народа не будет иметь конца». Вдохновленные призывами революционной эпохи, Николай Суетин, Василий Кандинский, Кузьма Петров-Водкин и другие авангардные художники работали на Ленинградском фарфоровом заводе в 1920-е годы.
До конца XIX века фарфор был очень дорогим и доступным только аристократии. Английский купец Франц Гарднер, переехавший в Россию, работал на них и открыл в 1754 году фабрику в деревне Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне Дмитровский фарфоровый завод). Отличительной чертой мануфактуры Гарднера в Вербильках были персонализированные сервизы с гербами аристократических семей, монограммами и инициалами, императорские подарки, а также сервизы в честь орденов Святого Георгия Победоносца, Святого Андрея Первозванного и Александра Невского.
В отличие от государственной Императорской фабрики в Санкт-Петербурге, производство Гарднера было частным и передавалось из поколения в поколение, пока в 1892 году не было куплено Матвеем Кузнецовым и включено в «Товарищество М.С. Кузнецова по производству фарфоровых и фаянсовых изделий» вместе с семью другими фабриками. Кузнецовское товарищество» вместе с семью другими мануфактурами. Здесь производство было уже ориентировано на более демократического потребителя: горожан, купцов и чиновников. Посуда украшалась городскими пейзажами и портретами современников, популярностью пользовались также статуэтки, изображающие сцены из повседневной жизни.
Матвей Сидорович Кузнецов был внуком гжельского купца и основателем фарфорового завода в Дулево, основанного в 1832 году в Орехово-Зуевском районе. На рубеже XIX и XX веков на заводе преобладал «русский стиль» с народными мотивами и театральными сценами из жизни бояр. Также пользовался спросом крестьянский фарфор с «агашками» (яркими розами с закругленными лепестками) и ягодами, выполненными курсивным шрифтом. В XX веке этот красочный стиль продолжил художник-фарфорист Петр Леонов — его яркие, привлекательные изделия называют «ситцевыми».
Чтобы избежать подделок, каждый производитель ставил на своей продукции клеймо, которое также гарантировало качество. Сегодня коллекционеры используют эти клейма, чтобы определить дату создания предмета.
Что ценится: тогда и сейчас
Если в советское время люди стремились заполучить дефицитные товары, то сегодня они ценят предметы, которые являются крайне редкими. В послевоенном СССР фарфоровые изделия производились массово, а сюжеты для них черпались из повседневной жизни: космические полеты, освоение Севера, сельский фольклор, спортивные достижения. Но даже среди этих массовых изделий есть уникальные антикварные экземпляры. Например, коллекционный чайный сервиз «Дулевский» из тонкого костяного фарфора, выпущенный в 1980 году, в год Московской Олимпиады, или дизайнерские чайные сервизы 1960-х годов, изготовленные мастерами ныне несуществующей Кузяевской фабрики.
Стоимость сахарницы может значительно возрасти, если на ней изображен подлинный пропагандистский образ раннего советского периода. Пропагандистский фарфор всегда вызывает ажиотаж на аукционах Sotheby's и Christie's. Например, тарелка с надписью «Победа рабочих» ушла с молотка за 17 500 фунтов стерлингов (1,2 миллиона рублей) в 2010 году, а тарелка с изображением серпа и молота — за 50 000 фунтов стерлингов (3,5 миллиона рублей) в 2005 году. Чайник и чаша Казимира Малевича в стиле супрематизма, изготовленные Государственной фарфоровой фабрикой в 1923 году, производятся и сегодня, хотя и в очень ограниченных количествах, и стоят более 60 000 рублей.
Иностранные туристы всегда считали кобальтовую клетку Ленинградского фарфорового завода главным сувениром из Санкт-Петербурга — посещение фирменных магазинов «Императорский фарфор» на Невском и Владимирском проспектах было обязательной достопримечательностью города на Неве. Сегодня чайный сервиз из 14 предметов на шесть человек с фирменным узором бренда стоит 34 400 рублей, а кофейный сервиз из 20 предметов на шесть человек обойдется вам в 40 600 рублей.
Ностальгия по будущему
Сейчас люди охотно расстаются с семейным фарфором, и не потому, что не хотят сохранить память о прошлом. Он занимает слишком много места и совершенно не подходит для современной жизни: позолоченные блюдца боятся микроволновок и посудомоечных машин, а большие семейные застолья сегодня стали редкостью.
По сути, фарфор полностью утратил свою функциональность и социальный статус: мы воспринимаем его с эстетической точки зрения, а коллекционеры охотятся за раритетами из спортивного интереса.