Как Baccarat стал самым известным производителем хрусталя?

Ноябрь 
09,
2025

Изначально знаменитая фабрика, чье имя стало синонимом хрусталя, называлась «Сент-Анн» (ее первым владельцем был местный епископ) и занималась исключительно производством стекла. Производство хрусталя началось только в 1816 году, когда фабрику купил купец Эме-Габриэль д'Артиг, который уже владел хрустальной фабрикой в Бельгии. Успех не заставил себя ждать: уже в 1823 году хрустальные бокалы из Baccarat появились на столе французского короля Людовика XVIII. Тем временем мастера фабрики готовили сенсацию: в 1827 году они первыми во Франции изготовили хрустальную люстру. В 1839 году парижане устремились в магазин Baccarat, чтобы полюбоваться еще одной новинкой — цветным хрусталем. Вскоре после этого компания выпустила свой бестселлер: бокалы, теперь известные как Harcourt. К ним сразу же присоединились графины, рюмки, бокалы для вина и фруктовые вазы с таким же декором. Набор понравился самому Наполеону III. Среди поклонников коллекции в разное время были понтифики, арабские шейхи, короли и президенты. Harcourt появлялся во многих вариациях: цветной, с серебром и позолотой, а также в черной версии под названием Darkside от Филиппа Старка.

С 1851 года в европейских столицах начали проводиться Всемирные выставки. Руководство фабрики сразу поняло, что это лучший способ сделать себе имя. На второй выставке в Париже Baccarat продемонстрировала пятиметровые канделябры и люстру на 140 свечей. Послы фабрики путешествовали по всему миру, от Мексики до Японии, соблазняя местную знать хрустальными «чудесами света». Во дворце турецкого султана Абдул-Меджида I, Долмабахче, была установлена лестница с самой длинной в мире хрустальной балюстрадой, а для выполнения заказов российского императорского дома фабрике пришлось запустить специальную «русскую» печь. «Королевский» сервиз, изготовленный для Зимнего дворца, стал ярким примером стиля модерн.

В начале XX века парфюмер Франсуа Коти придумал новую концепцию продажи парфюмерии: создать уникальный флакон для каждого аромата. Baccarat сразу же приступил к работе и к 1907 году производил 4000 различных флаконов в день для парфюмерных домов Coty, Guerlain, Houbigant и Bourgeois. В 1916 году к фабрике присоединился известный дизайнер Жорж Шевалье. Он убедил руководство отказаться от идеи придерживаться только старых, классических дизайнов. Благодаря Шевалье, Baccarat выпустил множество великолепных хрустальных изделий в стиле ар-деко.

В начале 1990-х годов Baccarat вернулась к принципам Жоржа Шевалье и начала сотрудничать с известными современными дизайнерами. В 1994 году Андре Путман создал коллекцию ламп Pampilles. В то же время Baccarat запустила линию ювелирных изделий, в которую вошли коллекции модных ювелиров. Арик Леви разработал для фабрики линию Torch, в которой были представлены оригинальные импровизации на тему классических настольных ламп и бра, а также коллекцию Intangible из ваз и подсвечников с абстрактными рельефами и гравировками. Кензо Такада создал минималистичную коллекцию Lumière d'Asie (бестселлером стала хрустальная статуэтка Будды). Но самым сенсационным сотрудничеством стало сотрудничество с Филиппом Старком — благодаря ему о Baccarat заговорили все, а не только поклонники дорогого хрусталя. На площади США, 11 в Париже появилась новая достопримечательность, которая сразу же попала в путеводители: Maison Baccarat. В особняке, когда-то принадлежавшем легендарной парижской меценатке виконтессе Мари-Лор де Ноай, теперь расположены бутик, музей и ресторан Crystal Room, интерьеры которого Старк оформил в своем характерном необарочном стиле. Основой для дизайна послужила идея «алмаза, найденного в пепле», и предметы, которые позже вошли в коллекцию Старка Darkside.

Черная хрустальная люстра Zénith стала чрезвычайно популярной. В 2008 году Старк разработал похожий интерьер для бренда в Москве — российский Maison Baccarat расположен в здании старинной аптеки Ферре на Никольской улице. Этой осенью, в юбилейный год, Baccarat организует большую ретроспективную выставку, на которой будут представлены все культовые объекты, созданные за 250-летнюю историю бренда.