Как появились граненый стакан и пивная кружка?
Интересно посмотреть на историю страны через призму повседневных предметов быта. Легенды, легенды, легенды... В нашей повседневной жизни есть предметы, появление и исчезновение которых, кажется, проходит незаметно, но которые знаменуют начало и конец определенной эпохи процветания. В России это было появление телевизора, холодильника и магнитофона в домах среднего класса. Затем появились плееры с наушниками, компьютеры и мобильные телефоны. Среди посуды такими вехами были граненые стаканы и пивные кружки.
Ходят слухи, что граненый стакан изобрела архитектор Вера Мухина. Потом выяснилось, что изобретателей было двое, к ней присоединился инженер и профессор геологии Николай Стоянов. В итоге оказалось, что граненый стакан изобрели три человека! Одним из них был художник Казимир Малевич. Итак, вот они: скульптор, геолог и художник.
Число «ТРИ» оказалось магическим для граненых стаканов. Основные пользователи этого изобретения разделились на три группы. Стаканы оказались чрезвычайно популярными и востребованными. В советское время на каждом углу стояли автоматы с газировкой, в которых использовались прочные граненые стаканы. Очень часто эта гранёная посуда волшебным образом мигрировала в парковые аллеи или просто на скамейку за кустами, где терпеливо висела на ветке, ожидая следующую тройку.
Помимо «тройки», граненые стаканы широко использовались в столовых, в общественном транспорте, в армии, дома и вообще везде. Квас и пиво пили только из граненых кружек.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что граненый стакан — более древнее изобретение человечества, чем считалось ранее, а пивная кружка действительно была детищем Веры Мухиной.
Появление гранёного стакана
Классическая гранёная рюмка Веры Мухиной датируется 1943 годом, но её предшественники оказались гораздо древнее. Конечно, динозавры из гранёных рюмок не пили, но на картине испанского художника Диего Веласкеса 1617 года с сочным названием «Завтрак» уже запечатлён далёкий предок нашей гранёной рюмки.
Чуть позже, в конце XVIII века, российский император Павел I разработал «Доктрину благопристойной жизни», чтобы привить дисциплину в армии. Среди цепочки реформ была установлена процедура выдачи алкоголя солдатам. Суточная норма составляла ровно один граненый стакан «хлебного вина». Традиция просуществовала до 1908 года.
В советское время солдаты прозвали граненый стакан «маленковским». Министр обороны Георгий Маленков расширил инициативу Павла I и издал указ, согласно которому все военнослужащие имели право на ровно 200 миллилитров водки за обедом. Алкоголь можно было обменять на табак или сахар, опять же в количестве граненый стакан.
Нововведение Петра в виде небьющихся стаканов в флоте
Во время правления Петра I в флоте возникла небольшая проблема. Во время сильных волн и штормов разбивалось большое количество довольно дорогой стеклянной посуды, которая заменила деревянную. Самые сообразительные предприниматели всегда стараются быстро заполнить и использовать свободную нишу. Известный владимирский стекольщик Ефим Смолин продемонстрировал императору новый продукт: небьющийся граненый стакан.
Его тяжелое, толстое дно не позволяло ему опрокидываться, а даже если он и падал, его грани не давали ему катиться по столу. Падая на пол с высоты одного метра, стакан не должен был разбиваться на палубе.
Любитель всего нового Петр I сразу же наполнил стакан до краев спиртным напитком, выпил его залпом и с силой бросил новинку на пол. Стакан разбился на куски, и Смолин с ужасом посмотрел на него. Императору понравились и стеклянная посуда, и напиток. Петр воскликнул: «Да будут стаканы!» и одобрил изобретение. Во время правления Петра I для флота было изготовлено почти 13 000 таких стаканов. Удобные и прочные стаканы постепенно проникли и на сушу.
Пример Петра разбивать посуду на удачу прижился и превратился в традицию разбивать стеклянную посуду во время пиров.
Семья стекольщиков Мальцовых и их роль в истории России
Другие серьезные предприниматели сразу же подхватили эту востребованную новинку. Купцы Мальцовы считались лидерами в этой области. Сегодня эта фамилия мало что значит для обывателя, но в царской России фабриканты Мальцовы были такой же известной и уважаемой династией, как Демидовы. Эта семья дала много достойных представителей, сыгравших заметную роль в истории России.
В 1828 году Иван Мальцов был назначен первым секретарем русской миссии в Персии, возглавляемой Александром Грибоедовым. Он был единственным, кому удалось выжить после погрома миссии персами.
Юрий Мальцов был известным меценатом в богемных кругах. Он спонсировал строительство Музея изобразительных искусств (Музея Пушкина), задуманного Иваном Цветаевым, и построил церковь для своих рабочих, пригласив Виктора Васнецца для ее росписи. Сегодня в церкви с росписями Васнецца находится Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном, Владимирская область.
Технология производства прессованного стекла
Первая стекольная фабрика была построена купцом Акимом Мальцовым на реке Гусь в 1756 году . Мальцовы внимательно следили за инновациями как в стране, так и за рубежом, чутко реагируя на требования рынка стеклянной посуды. Метод производства стекла прессованием был изобретен в США в 1820 году, но для внедрения этой инновации в американское производство потребовалось гораздо больше времени. В Россию эта технология была привезена в 1914 году.
На Уршульском заводе под Гусь-Хрустальным была запущена автоматическая печь для машинного производства граненых стаканов методом прессования. Технология была не простой, но обеспечивала исключительную прочность изделий.
Капля стекла подавалась в металлический контейнер, там прессовалась и отправлялась на отжиг при чрезвычайно высоких температурах 1400–1600 °C без дальнейшей обработки. Ее обжигали дважды. Сначала в стекло добавляли свинец, что делало его еще более прочным и отражающим. Затем заготовку разрезали по специальной технологии. Дешевое (3 копейки), прочное и удобное, стекло мгновенно завоевало рынок.
Сколько граней у гранёного стакана?
Сегодня самый популярный вопрос: сколько граней должно быть у настоящего гранёного стакана? В музее Гусевского экспериментального стекольного завода есть образцы гранёных стаканов с 8, 10, 12, 14, 16, 17, 18 и даже 20 гранями. Самые редкие из них имеют 17 граней и относятся к советской экспериментальной партии. Изготовление стаканов с нечетным количеством граней более сложное и трудоемкое, поэтому в СССР остановились на наиболее удобном варианте — 16 гранях.
Вместимость гранёного стакана всегда оставалась неизменной: 200 мл до края стакана и 250 мл до края.
Помимо картины Веласкеса «Завтрак» 1617 года, наш знаменитый стакан появился и в других произведениях искусства. Например, в «Утреннем натюрморте» Кузьмы Петров-Водкина 1918 года. Здесь стакан имеет 12 граней.
В 1905 году ювелир Карл Фаберже продемонстрировал свое новое творение — натюрморт «Пролетарский завтрак». Тема просто фантастическая для этого мастера. Вспомните только его пасхальные яйца необычайной красоты и элегантности. Все, что создавалось в его мастерской, всегда отличалось изысканностью, а здесь мы имеем «Пролетарский завтрак». Странная шутка мастера.
Интересно, что это произведение искусства выполнено из дорогих материалов. Кирпич сделан из яшмы, стакан с водкой — из хрусталя! Желток — из янтаря, окурок — из кварца и серебра, мухи — тоже из серебра, как и обрывок газеты.
Эксперты оценивают стоимость этой работы Фаберже в более чем миллион долларов, и ее стоимость постоянно растет.
Старомодное гранёное стекло, как лошадка-рабочая, продержалось в России до 1943 года без особых потрясений. Дело в том , что незадолго до войны СССР закупил зарубежные промышленные посудомоечные машины для общественного питания. Возникла острая необходимость в производстве посуды, которая бы подходила по форме к этим машинам, при этом была особенно прочной и небьющейся.
Вера Мухина и ее роль в истории граненых изделий из стекла
Известная скульптор Вера Игнатьевна Мухина в то время возглавляла Ленинградскую художественную стекольную мастерскую. Будучи творческой личностью, она всегда подходила к своей работе с энтузиазмом.
Вера Мухина была творцом масштаба эпохи Возрождения: все, за что она бралась, у нее получалось, и она всегда находила новые творческие подходы. Автор монументальной, всемирно известной скульптуры «Рабочий и колхозница», лауреат Сталинской премии, она с энтузиазмом занималась созданием декораций и костюмов для театра. Мухина рисовала этикетки и плакаты, создала коллекцию женской одежды из простых тканей, которая была высоко оценена в Париже.
В новой для себя области Вера Игнатьевна работала с фарфором и стеклом. Она продвигала новизну «полой скульптуры», когда скульптура создается внутри цельного блока стекла.
Вере Игнатьевне было поручено сложное задание — укрепить и отрегулировать граненый стекло, чтобы оно могло выдержать иностранную технологию.
Последующая модернизация стекла породила множество легенд. Говорили, что гранёное стекло изобрел профессор геологии Николай Славянов. В его дневниках были найдены эскизы стаканов с разным количеством граней.
Кстати, Мухина была знакома с идеями Славянова. Они немного пересекались во времени. Загвоздка в том, что Славянов хотел создать металлическое, небьющееся стекло для геологов. О стекле не было никакого упоминания, но некоторые идеи по укреплению конструкции могли быть заимствованы у Мухиной. Документов по этому вопросу нет, поэтому все это гипотезы.
Слухи упорно приписывали Казимира Малевича, автора знаменитого «Черного квадрата», в качестве соавтора Мухиной. Мухина действительно была с ним знакома. Два новатора из мира искусства хорошо ладили, но Малевич не имел никакого отношения к истории граненного стекла.
Все эти версии не выдерживают самой простой критики. Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935, а каноническое гранёное стекло появилось на свет в 1943 году.
С 1941 по начало 1944 года Ленинград был окружен и блокирован войсками Гитлера, и вряд ли скульптор могла быть продуктивной в таких нечеловеческих условиях. В то же время Вера Игнатьевна часто жила в неудобных условиях. В молодости она училась во Франции, а в СССР была сослана вместе с мужем, но всегда находила время для творчества.
Можно усомниться в причастности Веры Мухиной к судьбе гранёного стекла; это дело каждого решать, поскольку нет официальных документов, но факты упрямы.
Пивная кружка, разработанная Верой Мухиной
Практически одновременно с новым стаканом был выпущен советский пивной кубок для тяжелых условий эксплуатации, изобретенный Верой Мухиной. Это доказанный факт. Пивной кубок Веры Мухиной и канонический новый граненый стакан выглядят как идентичные близнецы.
Новая пивная кружка, изготовленная по чертежам Мухиной, доказывает, что она действительно работала над созданием прочной посуды.
Новое гранёное стекло стало более удобным и прочным, чем предыдущее. Как всегда в СССР, для нового продукта была предусмотрена идеологическая основа. Шестнадцать граней нового стекла символизировали количество союзных республик, входивших в состав СССР в 1943 году, а верхний ободок означал символический союз всех этих республик в рамках Советского Союза в нерушимый тандем.
Первый граненый стакан новой модели был изготовлен 11 сентября 1943 года на заводе в Гусь-Хрустальном Владимирской области.
Кстати, новые посудомоечные машины, для которых оно было модернизировано, прослужили недолго. Посуда в них продолжала ломаться, и только обновленные стаканы хорошо держались.
Параллельно с работой над дизайном граненых стаканов Вера Игнатьевна начала аналогичную работу над пивной кружкой для общественного питания.
Краткая история пивоварения и появления специальных кружек
Первыми пиво начали варить шумеры в древней Месопотамии за несколько тысяч лет до нашей эры. Позже пиво появилось в Древнем Египте. Рецепт держался в секрете. В Европу пиво пришло гораздо позже, через тысячи лет. Согласно красивой легенде, сын одного из фламандских королей, Гамбринус, женился на египетской богине плодородия Исиде, которая научила его варить вкусное пиво.
Пивные кружки появились одновременно с самим пивом. Сначала они были очень простыми, из дерева и кожи. С развитием цивилизации появились новые материалы. В XVII веке пиво стали пить из оловянных кружек. Производство оловянных кружек было самым простым и дешевым. Сначала в олово добавляли свинец, но затем, после обнаружения токсичности этого вещества, его заменили висмутом, медью и даже серебром.
Кружки стали изготавливать из керамики и фарфора, покрывая их красочной глазурью и яркими узорами. Позже для аристократической публики появились модели из чистого серебра. В XX веке подавляющее большинство пивных кружек стали изготавливать из стекла.
Немецкие пивоваренные традиции
Каждая европейская страна разработала свой собственный тип кружки. Пивные кружки из Германии изготавливались из металла, чехи предпочитали керамику, французы — стекло, а жители Восточной Европы и России пили пиво из деревянных кружек.
С развитием технологий внешний вид изделия постепенно менялся.
«Правильная» пивная кружка должна была иметь крышку и быть уже вверху, чем внизу — так пиво «выдыхалось» медленнее, и это было более гигиенично. Питье пива всегда было длительным процессом, и в различных питейных заведениях сильный запах пенного напитка привлекал насекомых, таких как мухи и пчелы. Крышка служила надежным барьером и защитой от них.
Постепенно пивная кружка превратилась из повседневной посуды в объект поклонения и обожания. Кружка и ее стоимость служили символом статуса ее владельца. В Германии студенческие организации и гильдии разработали традицию изготовления персонализированных пивных кружек для себя. Каждая кружка была украшена рисунком, гербом и текстами с пожеланиями.
Среди военных существует древняя легенда, что генералы, выигравшие сражения, должны были выпить два сапога пива. С тех пор настоящий премиальный сапог превратился в стакан и вошел в историю как пивная кружка. После победы Германии над Францией в 1871 году каждый солдат немецкой армии заказал для себя специальную памятную пивную кружку. Она служила сувениром, напоминанием о военных подвигах владельца, старых товарищах и нелегкой службе. На этих кружках были надписи: название полка, стаж службы, имя солдата, памятные даты и фрагменты сражений.
Гражданское население не отставало от военных. В середине XIX века фабрика Эрнста Боне начала производство фигурных пивных кружек. Кружки изготавливались в форме известных литературных персонажей, знаменитых исторических деятелей, интересных архитектурных сооружений и экзотических животных. В качестве материала использовался фарфор, и эти пивные кружки в основном использовались в качестве подарков.
В Мюнхене пиво подавали в специальных поющих кружках, из которых вместе с пивом лились баварские народные песни.
Англичане традиционно являются заядлыми любителями пива, поэтому их пабы всегда переполнены посетителями, тесны, веселы и очень шумны. Чтобы облегчить жизнь клиентам и увеличить прибыль, владельцы придумали необычные кружки: ручка была сделана в форме свистка, с помощью которого посетители просили бармена принести еще одну порцию пива.
Японцы любят показную роскошь, поэтому они практикуют литье пивных кружек из чистого золота на заказ. Самая дорогая из них весит около 900 граммов и стоит столько же, сколько роскошный иностранный автомобиль.
Повсюду появились заядлые коллекционеры и обширные коллекции всевозможных редких пивных кружек. Они соревновались во всем. Бавария — мировая столица пива. Там даже кружки не стандартного полулитрового размера, а целого литра, но их превзошли. Рекордсменом по своим параметрам является пивная кружка высотой 199 сантиметров и вместимостью 2796 литров, изготовленная компанией Selangor Puter в Малайзии. Впервые она была представлена восторженной публике 30 ноября 1985 года.
Пивоварение и специальная посуда в России
В России пивная посуда существовала с древних времен. Ее использовали в тавернах для подачи напитков. Особой марки кружек не было, и все они имели разную вместимость.
Советское правительство первым стандартизировало отдельные меры в России. Еще в 1918 году был издан указ о введении метрической системы мер и весов. В СССР были утверждены три стандарта пивных кружек: 1 литр, 0,5 литра и 0,25 литра. В 1931 году вступил в силу всесоюзный стандарт ОСТ 3550. Был создан эталонный чертеж пивной кружки с конкретными размерами, на котором линиями были обозначены места, где должно быть 0,5 литра и где четверть.
Кружка была массивной, из прессованного стекла, сестра гранёного стакана. Количество граней не регламентировалось. Кружка объёмом 0,5 литра и высотой 13,3 сантиметра весила 700 граммов, а с напитком — более килограмма. Очень тяжёлый продукт.
Когда появились импортные посудомоечные машины, возникла такая же ситуация, как и с гранеными стаканами. Нужно было доработать и скорректировать. Вера Мухина взялась за разработку модели для общественного питания. В результате была создана специальная модель пивной кружки под названием «Бар». Именно эта кружка производилась в наибольших количествах и использовалась повсеместно.
Название «пивная кружка» не совсем точное. Те, кто родился в СССР, помнят, как в городах на каждом углу стояли передвижные бочки с квасом. В жаркую погоду было приятно выпить небольшую кружку холодного напитка (0,25 литра) и взять домой трехлитровую банку кваса. Квас разливали в такие же стандартные пивные кружки.
Жаль, что автоматы с холодной газированной водой по смешной цене 1 копейка без сиропа и 3 копейки с сиропом ушли в прошлое. А квас из бочонка стал большой редкостью и довольно дорогим, а в пластиковых бутылках он имеет совсем другой вкус и совсем не дешевый.
Казалось бы, хорошая инициатива — борьба с алкоголизмом в эпоху Никиты Хрущева привела к запрету на продажу водки по стаканам. В тот период из продажи исчезли удобные бутылки объемом 125 мл и 200-250 мл. Закрылись небольшие, но очень удобные бары «рюмочки», где можно было выпить 100 мл водки за чистым столиком, съесть бутерброд с сельдью и пойти по своим делам.
Пол-литровую бутылку водки не было возможности разделить на две рюмки, но она идеально делилась на три. В рюмку, наполненную до краев, помещается ровно 167 граммов водки, что составляет ровно треть пол-литровой бутылки. Делить очень удобно, простая арифметика, три до краев. И обмануть сложно. Везде люди стали «домогаться» почти вдвое больше, чем 100 граммов на человека — 167 граммов. Пили везде, где могли: на детских площадках (там были скамейки), в подъездах (оставляли мусор), но в основном в парках. Фраза «разделим на троих» появилась благодаря граненым стаканам в хрущевскую эпоху.
Недальновидность превратила хорошую вещь в ее противоположность.
В 1972 году в Гусь-Хрустальном Уршале установили купленный у французов автомат, который делал стаканы по 290 грамм. Никто их не брал, было непонятно, сколько наливать в такой стакан и сколько может остаться незаполненным. Автомат пришлось переделать под привычный для людей стандарт — 200-250 грамм.
Повседневное использование специальной посуды и народные поговорки
Следует отметить, что граненые стаканы любят и используют повсюду в России, особенно в прошлом, в СССР. Модель Мухиной с круглым краем, прозванная «губками», была более популярна, чем другие. В предыдущих, более старых моделях стакан был граненый до самых краев, что делало его неудобным для питья, так как неплотное прилегание приводило к проливаниям. Модель Мухиной отличается широким, гладким, плоским ободком, который мягко прилегает к губам. Отсюда и название «губчатый».
Это не единственное слово в нашем словарном запасе, связанное с граненым бокалом. Всем знакомы традиции поднимать бокал «за здоровье» или «за упокой души», чокаться бокалами «на удачу» и искать истину «на дне бокала». Сравнивать неудачную жизнь с «разбитым бокалом». Когда возникает сложная, запутанная ситуация, «без стакана не разберешься», а когда разберешься, все наконец «уляжется». Мы произносим эти слова механически, не задумываясь, настолько они стали частью нашей повседневной жизни.
Автоматы с газировкой, общественные столовые и небольшие буфеты, для обслуживания которых требовались миллионы граненых стаканов, ушли в прошлое. Исчезли «ручки» для плохого, разбавленного пива с огромными очередями жаждущих людей. Квас в бочках почти исчез и стал дорогим, поэтому пол-литровые пивные кружки Мухина и маленькие кружки для кваса больше не нужны.
Вместо этого появилось много недорогой, красивой посуды, доступной каждому жителю. В магазинах представлено невообразимое разнообразие любого пива, как разливного, так и бутылочного. Его пьют дома из красивых стаканов различного дизайна. Фабрики больше не производят «шестигранники» в больших количествах, но, тем не менее, почти у каждой хозяйки есть небольшое количество граненых стаканов и рюмок. Их в основном используют для отмеривания жидкостей и сыпучих веществ. Это быстро и удобно: например, насыпать 100 грамм соли в рюмку и отправить по назначению. Если нужно 200 грамм молока, налить его в стакан до краев и отправить по рецепту.
Праздники и памятники граненым стаканам
Наши современники уже знают и помнят граненый ретро, а в Гусь-Хрустальном они даже проводят праздники в его честь. Граненый стакан также увековечен в памятниках.
Первый в мире памятник граненым стаканам был открыт в Алматы на улице Щепеткова , где находится уютная таверна «Медведь». Автор скульптуры Александр Редреев с юмором переработал «Рабочего и колхозницу»: два медведя стоят на задних лапах и держат граненый стакан в вытянутых лапах.
В Екатеринбурге есть памятник проводнику поезда, несущему чай в граненых стаканах, установленных в подставках из нержавеющей стали эпохи хрущевской оттепели.
Для некоторых стакан стал поводом развлечь публику и прославиться самим. Неизвестные математики в свободное от решения сложных теорем время вычислили, что если взять 476 граненых стаканов и сложить их друг на друга, то высота этой стеклянной колонны будет равна высоте скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Поистине титаническая задача.
В 2003 году уникальный рекорд был установлен в Санкт-Петербурге. В театре «Балтийский дом» была построена пирамида из двух тысяч граненых стаканов высотой полтора метра. Это достижение было занесено в Книгу рекордов Санкт-Петербурга.
Екатеринбург не остался в стороне. Пирамида такой же высоты была построена из двух с половиной тысяч стаканов.
Достижения жителей Урала и Санкт-Петербурга не дали уснуть их конкурентам из Удмуртии. В 2005 году, в День города в Ижевске, была построена пирамида из граненых стаканов рекордной высотой 245 сантиметров. Для «строительства» было использовано рекордное количество стаканов — 2024. Так решил прославиться один из местных ликероводочных заводов.
Фейковые новости в интернете охватывают самые разные темы, но само существование фейковых новостей подчеркивает актуальность этой темы.
Недавно появилась шутливая статья. В Замоскворечье, на улице Балчуг, между отелем «Балчуг Кемпински» и Большим Москворецким мостом, открыт памятник граненым стаканам работы Церетели. Место выбрано не случайно: именно здесь царь Иван Грозный построил первую в Москве таверну для опричников!
Высота Царского стакана рассчитана так, чтобы быть равной высоте отеля. Таким образом, вид на Кремль с верхних этажей отеля будет через стакан. Раньше это место было несправедливо забыто. На другом берегу Москвы-реки находятся Царь-пушка и Царь-колокол. Но теперь на Замоскворечьем берегу есть Царский стакан!
Примечание: шутка логично привела к тому, что Царь-стакан был создан из прочного стекла по проекту скульптора Зураба Церетели. Действительно, кто еще мог создать такого гиганта? Скульптура весит более 18 тонн. У стакана нет дренажной системы, поэтому во время сильного дождя он наполнится, а затем солнце постепенно «выпьет» его. Веселая шутка — не помешает хотя бы немного снизить напряжение в обществе.
Берегите свои старые стаканы, они могут неожиданно пригодиться.
Заводы по производству граненых стаканов в СССР
Вернёмся немного в советскую историю. После Второй мировой войны граненые стаканы начали штамповать на стекольных заводах СССР из расчёта 5-6 сотен миллионов в год, исходя из пары штук на человека.
Граненые стаканы были в каждой квартире, в столовых, воинских частях, тюрьмах, больницах, школах и детских садах. Они сопровождали советских людей в поездах и ждали их в уличных автоматах по продаже газированных напитков. Все это изобилие производилось в основном тремя заводами. Ниже мы кратко расскажем вам о них.
Артемовский стекольный завод (Артемовск, Донецкая область)
Немецкий промышленник Фарке построил этот завод в 1878 году. В 1924 году он был назван в честь большевика Артема (Сергеева). До 1928 года завод производил только бутылочное стекло, но в 1928 году он был перестроен и переориентирован на производство бытовой посуды и простой столовой посуды.
Производство цветного стекла началось в 1958 году.
В 1970-1990-е годы на заводе работали уникальные мастера стеклодувного дела. Здесь находится музей стекла, начиная с первых изделий — пивных бутылок с надписями и кружек начала XX века — и заканчивая цветным стеклом, которое многократно выставлялось.
Урсельский стекольный завод имени 10-летия Октября (УСЗ)
Завод расположен в деревне Урсельский Гусь-Хрустальского района Владимирской области России. Завод был основан в 1858 году Иваном Сергеевичем Мальцевым.
Первоначально производственное предприятие называлось Урсельской хрустальной фабрикой. В 1914 году на фабрике была запущена автоматическая печь для машинного производства граненых стаканов.
В 1917 году завод был национализирован. С 1918 по 1920 год производство не работало. В 1926 году на его месте началось строительство механизированного завода по производству бутылок.
В 1970-е и 1980-е годы производство переживало бум, выпускалось большое количество пивных кружек. Самой известной из них была кружка «Бар» или «Обшпит». Сегодня, к сожалению, завод закрыт и больше не работает.
Гусевский хрустальный завод имени Акима Мальцева
Фабрика расположена в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области. Это старейшее в стране предприятие по массовому производству полного ассортимента столовой посуды и уникальных, высокохудожественных изделий ручной работы.
Фабрика была основана в 1756 году Акимом Васильевичем Мальцевым. Предприятие специализировалось на производстве бесцветного и цветного стекла, а также хрусталя. Фабрика славится своими изделиями. Она неоднократно удостаивалась высших наград на всероссийских и международных выставках. В советское время почти вся хрустальная продукция фабрики экспортировалась за пределы страны. В то время наличие большого количества хрустальных изделий в доме считалось признаком престижа. Люди коллекционировали хрусталь и гордились этим.
В советское время завод был значительно расширен и переоборудован. До войны он назывался «Бухаринским заводом». В начале 1960-х годов были внедрены прогрессивные процессы непрерывного плавления в ваннах-печах хрусталя и цветного стекла, окрашенного редкоземельными элементами. На заводе сформировался уникальный коллектив специалистов. Работы лучших художников были отмечены международными наградами и премиями. Предприятие было заслуженно награждено Орденом Октябрьской революции.
19 января 2012 года фабрика прекратила свое существование. Однако в декабре 2013 года она возобновила свою деятельность под названием «Гусевская хрустальная фабрика имени Акима Мальцева». Возрожденная фабрика сосредоточилась на производстве дизайнерского хрусталя ручной работы по индивидуальным заказам.
Поездка в Гусь-Хрустальный во Владимирской области
В конце статьи мы рекомендуем совершить поездку в город Гусь-Хрустальный во Владимирской области. Это древний и интересный город. Особенно рекомендуем посетить собор Святого Георгия, построенный по проекту Леонтия Бенуа в 1904 году. Архитектор Бенуа спроектировал половину интерьеров Зимнего дворца и Петергофа. Он был невероятно дорогим и престижным архитектором.
По совету Леонтия Бенуа для создания художественных образов собора был приглашен великий Виктор Васнецов. В соборе выставлены две уникальные крупномасштабные картины. Вы будете поражены красотой работ Васнецова. Более того, в отличие от «Трех богатырей», вы никогда раньше не видели интерьеров собора в Гускрустальном. Встреча с каждой работой трудолюбивого Виктора Васнецова — это праздник!
В соборе находится экспозиция музея хрусталя. Уникальная красота стекла и работы Васнецова на нем удивительным образом сочетаются друг с другом. Фантазийное стекло стоит посмотреть отдельно, как и собор и работы Васнецова.
Внутри собора светлое пространство разделено колоннами из черного горного лабрадорита. Этот камень можно найти в отделке московского и петербургского метрополитена. Первоначально собор был построен с электрическим освещением от 12 хрустальных люстр. Великолепные люстры бесследно исчезли после революции 1917 года.
По счастливому стечению обстоятельств, 13-я люстра, которая считалась прототипом, сохранилась на Гусевском хрустальном заводе (где изготавливались люстры) и дошла до наших дней. Сегодня она висит в соборе. Кстати, каждая хрустальная люстра весила 350 кг.
Пол собора выложен знаменитой плиткой Метлах из Германии. Подобную плитку можно найти в вековых роскошных особняках. В многоквартирных домах Санкт-Петербурга и Москвы плитка Метлах сохранилась в коридорах и холлах.
Для росписи собора великий художник Виктор Михайлович Васнецов создал пять произведений, два из которых, «Страшный суд» и «Радуйся, благословенная!», сейчас выставлены в соборе-музее. Остальные три большие работы (холсты размером 3х5 метров): «Евхаристия», «Спуск в ад» и «Распятие» хранятся в Санкт-Петербурге, в Государственном музее истории религии.
Васнецов работал над «Страшным судом» восемь лет, с 1896 по 1904 год. Для него была выделена отдельная комната в Историческом музее в Москве. По масштабу полотно можно сравнить со знаменитым «Страшным судом» Микеланджело. Присмотритесь к произведению: оно состоит из многофигурных композиций. На него можно смотреть часами.
На картине «Страшный суд» изображен суд над всеми людьми (живыми и мертвыми) в конце света. В центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу. Это символ человеческой души, предстающей перед судом и молящей о прощении своих грехов.
Чуть выше него находится ангел-хранитель этого человека. В правой руке он держит свиток с его добрыми делами, запечатанный семью печатями, а в левой — весы, на которых будут взвешены добро и зло. Справа Васнецов изобразил сатану, на весах которого лежит свиток с грехами этого человека.
Вторая работа Васнецва в соборе — мозаика «Радуйся, благословенная!». Эта работа была выполнена по эскизам Васнецва самым талантливым мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым. Помните, он работал над мозаиками для Московского метрополитена в осажденном Ленинграде и умер от голода, не прервав свою работу. Знаменитые мозаики на станциях «Новокузнецкая», «Маяковская» и «Автозаводская» — его работа.
Фролов дружил и часто работал с Леонтием Бенуа и Виктором Васнеццовым. Вы много раз видели работы Фролова, но просто не осознаете этого. Великие мозаики храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге также являются работой его мастерской.
Вернёмся к Гусь-Хрустальному. В центре композиции — Богородица Оранта (образ молитвы Богу, с Богородицей, поднимающей руки вверх). Божия Матерь молится за человеческий род, окруженная ангелами и святыми. Мозаике повезло после 1917 года. Не желая снимать мозаику, «реставраторы» постреволюционного периода покрыли ее побелкой.
История красоты храма, где находится музей хрусталя, могла бы продолжаться бесконечно, но мы призываем читателей увидеть это уникальное место своими глазами.