День стекольщика и 5 шедевральных историй
Мы рассмотрим стеклянные стопки Петра I, энтомологические стекла XVIII века, венецианский сосуд в форме корабля и другие стеклянные сокровища из музея-усадьбы Кусково.
Ежегодно 19 ноября в России отмечается День работников стекольной промышленности. Профессиональным праздником стекольщиков был выбран день рождения выдающегося ученого Михаила Ломоносова, чьи труды привели к появлению в России цветного стекла.
В коллекциях музея-усадьбы Кусково хранятся редкие стеклянные изделия, созданные художниками и неизвестными мастерами. О развитии стекольной промышленности читайте в совместной статье mos.ru и агентства «Мосгортюр».
Царские стекла
Первая стекольная фабрика в России была открыта в 1635 году в деревне Духанино Дмитровского уезда. Для этого из-за границы были приглашены несколько иностранных специалистов. Вторая фабрика открылась в конце 1660-х годов в деревне Измайлово на царской усадьбе при царе Алексее Михайловиче. Фабрика была построена на государственные средства и работала для нужд царской семьи.
Стекольная промышленность достигла промышленных масштабов при Петре I. В 1705 году царь открыл образцовую фабрику по производству стекла и зеркал на Воробьевых горах, где ведущими мастерами были иностранцы, которые передавали свой опыт русским ремесленникам.
В музее-заповеднике «Кусково» хранятся несколько уникальных экспонатов, изготовленных Измайловской стекольной фабрикой в начале XVIII века: чаша с надписью «Vivat Tsar Peter Alexeyevich» и бокал на ножке с гравировкой «Petr Alex Magn Czar Mosc» («Петр Алексеевич, великий царь Московский»). Надпись на ножке имеет ошибки, в ней отсутствуют некоторые буквы и сокращения. Скорее всего, она была сделана русским гравером, не знавшим латыни. Петр I, вероятно, сам не пользовался такими бокалами, но вполне мог дарить их своим придворным.
Мастер-стекольщик
К концу XVIII века в Российской империи было создано несколько крупных государственных стекольных заводов. Первый частный стекольный завод был основан наследственным дворянином Алексеем Ивановичем Бахметьевым на своей усадьбе в Пензенской губернии в 1764 году. Екатерина II лично дала разрешение на строительство и эксплуатацию частного предприятия.
В конце XVIII — начале XIX века на фабрике Бахметьева работал крепостной Александр Вершинин. Этот самоучка-мастер изобрел уникальную технику изготовления двухслойных стаканов. Между стенками стаканов ему удавалось создавать настоящие произведения искусства — мини-пейзажи из бумаги, соломы, мха и других подручных материалов. В коллекции музея-усадьбы Кусково есть несколько таких очков.
Стаканы Вершинина стали широко известны. Особый интерес вызывала изобретенная мастером хитроумная техника, секрет которой он унес с собой в могилу. Никому так и не удалось в точности ее повторить.
Мастер изготавливал посуду для царской семьи, и за одну из таких работ Александр I удостоил его награды: «Мастер Вершинин был милостиво награжден золотыми часами, что выражало его удовлетворение тем, что хрустальная отделка в России была доведена до такого совершенства».
«Мухи» за счет заведения
На фабрике Бахметьева производились оригинальные стаканы. На них были изображены очень реалистичные порхающие бабочки и мухи. В XVIII веке это был очень популярный подарок среди дворянства.
По одной из версий, выражение «ходить под мухой» связано с этими симпатичными стаканчиками. По другой версии, его история восходит к временам правления Петра I. Царь поощрял развитие таверн, где посетители могли не только пить, но и есть, в отличие от пивных, где посетители могли только пить.
Чтобы стимулировать спрос, Петр I приказал владельцам таверн наливать первый стакан бесплатно. Владельцы прибегли к хитрости: они купили мини-стаканы вместимостью около 10-15 миллилитров, чтобы выполнить указ царя, не тратя слишком много денег. Крошечные стаканы стали называться «мушками», а выражение «ходить под мушкой» появилось благодаря хитрецам, которые за одну ночь успевали посетить несколько таверн и получить в каждой из них свою законную бесплатную «мушку».
Секреты острова Мурано
Венецианское стекло появилось в VIII веке. В то время город состоял из деревянных построек, и производство, связанное с огнем, было опасным. В XIII веке стекольные мастерские перенесли на Мурано, один из крупнейших островов Венецианской лагуны. Муранские стекольщики начали использовать новые методы создания расписного стекла, которое было привезено в Венецию из Византии в начале XIII века.
Рецепт его изготовления долгое время хранился в строгой тайне, а за его разглашение грозила смертная казнь. Венецианское стекло ценилось наравне с золотом, а его продажа приносила значительные доходы в казну. Ремесленники и их семьи часто жили в изоляции на острове. Чтобы удержать стекольщиков в Венеции, государство предоставляло им определенные привилегии: например, дочери ремесленников имели право выходить замуж за представителей знати и получать все сопутствующие титулы.
Хотя секрет мастеров Мурано давно раскрыт, не каждый может воспроизвести эту технологию. Примечательно, что даже с развитием технологий венецианские стекольщики продолжают работать вручную.
В музее-усадьбе Кусково хранится венецианский стеклянный сосуд XIX века в форме корабля. Легенда гласит, что в Венеции, когда спускали на воду новые корабли, такие сосуды разбивали о борт корабля на удачу.
Скульптор и стекло
Вера Мухина была не только выдающимся скульптором, но и мастером стеклоделия. Она была одной из основателей советского стекольного производства, и многие столовые сервизы, украшавшие дома советских граждан, были изготовлены по ее эскизам. Мухина заинтересовалась стеклом в 1914 году, увидев работы мастеров Мурано в Италии. Однако работать с этим новым материалом она начала гораздо позже.
В начале 1940 года Вера Мухина, Николай Качалов, создатель технологии производства оптического стекла, и писатель Алексей Толстой написали письмо правительству с просьбой открыть мастерскую по массовому производству художественных изделий из стекла. Экспериментальная лаборатория была создана на Ленинградском зеркальном заводе. Лучшие стекольщики со всего Советского Союза собрались там, чтобы консультировать своих коллег. Менее чем за год существования мастерской мастера создали несколько десятков уникальных художественных образцов.
После войны Качалов и Мухина сумели возобновить работу лаборатории. Именно в этой мастерской под руководством Николая Качалова Вера Мухина начала работать со стеклом. Она начинала с небольших форм, но с изобретением собственного метода формовки стекла — моллирования — скульптор создала серию стеклянных бюстов. Одним из них был «Портрет ученого», посвященный Николаю Качалову. Бюст сейчас находится в коллекции современного стекла музея-усадьбы Кусково.