Как выглядит мощь французской мануфактуры Daum Nancy?
В мире не так много стекольных фабрик, которые могут похвастаться такой богатой историей. Одним из титанов, который уже более века создает изысканные предметы из прозрачного золота, является стекольная фабрика Daum.
Чтобы показать всю мощь и разнообразие этого производителя, необходимо углубиться в историю французского стеклоделия.
Расцвет французского художественного стеклоделия в XIX веке неразрывно связан с городом Нанси в провинции Лотарингия и был вызван, как ни странно, поражением Франции в франко-прусской войне 1871 года. В результате этой войны немецкие войска оккупировали часть провинции Лотарингия. Многие стекольщики, не желая оставаться на оккупированной территории, переехали в Нанси, где решили посвятить себя производству.
Одним из таких переселенцев был Жан Дом (1825-1885), юрист по образованию, который решил заняться бизнесом и купил стекольный завод Sainte-Catherine. В 1878 году завод был значительно расширен и переименован в Nancy Glassworks.
В первые годы фабрика в основном производила изделия в историческом стиле, но все изменилось, когда после смерти Жана в 1885 году управление фабрикой перешло к его сыновьям Жану-Луи-Огюстену (1853-1909) и Жану-Антуану (1864-1930). Старший брат взял на себя административную и юридическую работу, а младший брат — художественное руководство.
На Всемирной выставке 1889 года в Париже братья вдохновились работами Эмиля Галле и начали приглашать различных художников для работы над дизайнами с использованием многослойного стекла.
В то время в Европе набирал популярность стиль модерн, характеризующийся утонченностью, декоративностью, отказом от симметрии, плавностью форм и преобладанием цветочных и растительных мотивов. Братья Даум быстро отреагировали на эти изменения и начали использовать стили модерна в своих эскизах. Несмотря на искусственность своих изделий, слава братьев Даум начала распространяться.
Всемирная выставка в Чикаго в 1893 году принесла мануфактуре первый международный успех. В том же году к производственной команде присоединился художник Жак Грубер, один из самых плодовитых стеклодувов школы Нанси. До начала XX века компания активно участвовала в выставках в Нанси (1894), Лионе (1894), Бордо (1895) и Брюсселе (1895 и 1897), где пользовалась оглушительным успехом.
Позже братья решили перейти к более массовому производству. Главным художником стал Анри Берже, чьи эскизы использовались для большинства изделий. В то время братья активно экспериментировали с технологиями и формами, уделяя особое внимание использованию различных эффектов в производстве цветных стеклянных изделий. В экспериментах активно использовались растрескивание поверхности, частичное помутнение и «раскрытие» внутренних слоев разноцветного стекла с помощью травления кислотой.
Следующий этап в развитии фабрики наступил с появлением и активным использованием росписи по стеклу эмалями. В самом конце XIX века, в 1899 году, фабрика запатентовала собственную технологию декорирования «interclaire», которая заключается во вставке росписи между двумя слоями стекла.
В 1900 году фабрика братьев Дом получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, где также был награжден Эмиль Галле. Если работы Эмиля Галле отличались особым символизмом, то братья Дом уделяли больше внимания игре света и причудливости форм.
В 1901 году по инициативе Эмиля Галле была создана ассоциация художественных промыслов, известная как Нансийская школа. Братья Даум принимали активное участие в деятельности ассоциации и после смерти Эмиля Галле стали ее руководителями.
Следующим важным этапом в истории мануфактуры стал 1909 год, когда умер старший брат Жан-Луи-Огюст. Жан-Антуан вместе со своими племянниками Полем, Анри и Жаном взял на себя управление мануфактурой.
После Первой мировой войны благодаря совместным усилиям всей семьи фабрике удалось выжить и наладить производство. В 1920-е годы фабрика начала активно внедрять в свои дизайны элементы стиля ар-деко, который становился все более популярным. Помимо ваз и декоративных предметов братья Домы производили эффектные настольные лампы, для которых специально создавались эскизы пейзажей. В это время фабрика активно участвовала в выставках: в Осеннем салоне в 1921 году, в Барселоне в 1923 году, на Международной выставке декоративного искусства в 1925 году и на Колониальной выставке в Париже в 1931 году.
Кризис 1930-х годов был трудным периодом для фабрики, но Daum была единственной фабрикой, которая продолжала производство и в 1935 году получила крупный заказ от трансатлантической компании на 90 000 стеклянных и хрустальных изделий для лайнера Normandie.
После Второй мировой войны фабрика начала работать исключительно с хрусталем, лишь изредка выполняя заказы на стекло. Ее сотрудничество с фотографом Пьером Жаханом, который создавал сюрреалистические студийные изображения с использованием продукции фабрики, стало знаковым событием.
В 1960-е годы компания активно сотрудничала с такими современными художниками, как Поль Сезанн, Роджер Таллон и Сальвадор Дали. Это позволило ей привлечь внимание ценителей искусства, а также модернизировать древний рецепт стеклянной пасты, который использовался с начала века.
Сегодня Daum является ведущим производителем стекла во Франции. Открытость к новым стилям и тенденциям в искусстве, готовность к экспериментам и сотрудничество с различными художниками позволили производителю оставаться лидером на рынке производства стекла на протяжении более века.