Как Moser за 150 лет стал «королем хрусталя»?

Ноябрь 
18,
2025

Кристальные изделия легендарной фабрики Moser по праву можно назвать произведениями искусства. Уже более 150 лет хрусталь Moser является символом богатства, социального статуса и эстетического вкуса. Эксклюзивные изделия украшают дома королевских семей, богатых и знаменитых людей, президентские резиденции и дома истинных ценителей бренда. В нашей публикации вы увидите лучшие образцы, узнаете об истории фабрики и откроете для себя некоторые секреты производства.

Королевское великолепие хрусталя Moser поистине уникально и прекрасно. Сегодня Moser является официальным поставщиком хрустальных изделий для королевских дворов и президентских дворцов. Не зря его называют «Хрусталь королей» и «Король хрусталя». Изысканные кубки и рюмки, блюда и графины, бокалы и салатницы из цветного и белого стекла неизменно присутствуют на торжественных приемах многих глав государств. Причудливые хрустальные вазы и чашки, украшенные гербами и монограммами президентов, преподносятся в подарок высокопоставленным чиновникам. Стаканы Moser выбирают для свадеб не только члены королевских семей. Кроме того, фабрика Moser создает награды для престижных фестивалей, спортивных мероприятий, а также призы в области литературы и искусства.

Эксклюзивный хрусталь Хрусталь Moser украшен монограммами, позолотой и эмалевыми орнаментами, цветными имитациями полудрагоценных камней и тонкой гравировкой, напоминающей узоры инея. Роспись настолько тонкая, что кажется трехмерной. Каждый предмет, изготовленный на фабрике Moser, является уникальным произведением искусства, так как все изделия по-прежнему производятся и декорируются вручную. Поэтому, несмотря на то, что этот изысканный хрусталь довольно дорогой, он пользуется большим спросом на мировом рынке роскошных товаров.

Немного истории

В 1857 году в богемском Карловых Варах (ныне Карловы Вары) была основана мастерская по росписи столовых приборов, предназначенных для богатых курортных заведений. Ее основателем и долголетним директором на протяжении более 50 лет был Людвиг Мозер, местный предприниматель и гравер.

Людвиг родился в семье портного, но не пошел по стопам отца, а обучился профессии полировщика стекла. В 24 года молодой человек открыл в Карловых Варах собственную небольшую мастерскую и магазин. Он закупал у различных производителей стаканы, зеркала и пресс-папье, самостоятельно украшал их гравировками и росписью, а затем выставлял на продажу. Бизнес процветал. Вскоре Мозер начал выставлять свои творения на международных выставках. Его творческий талант и художественный вкус были по достоинству оценены: в 1889 году он уже входил в состав жюри Всемирной выставки в Париже. А в 1892 году Мозер получил разрешение на строительство собственной стекольной фабрики.

Так, через 35 лет после открытия своей мастерской Людвиг решил радикально изменить весь производственный процесс, установив стекловаренные печи. С этого момента началась славная история знаменитого чешского хрусталя. Мастерская Мозера приобрела статус стекольной фабрики, а его собственное имя стало синонимом продукции, выпускаемой этой фабрикой.

Вскоре после открытия фабрики группа специалистов мануфактуры изобрела уникальную рецептуру производства полностью прозрачного и цветного стекла. Для эффективного окрашивания стекла они начали использовать оксиды различных металлов, которые придавали изделиям различные оттенки, похожие на цвета драгоценных камней.

Несколько слов о технологическом процессе и секретах хрусталя Moser

Производство хрусталя Moser — это исключительно ручной труд, и все процессы: выдувание, шлифовка, позолота и гравировка — это деликатная, почти филигранная работа высочайшего уровня.

Первый этап — выдувание стеклянного изделия мастером с помощью трубки для выдувания стекла. Однако для создания тонких, хрупких предметов из расплавленного стекла мастеру нужны не только опыт и творческий подход, но и физическая сила. Дело в том, что трубка для выдувания стекла иногда может весить до 16,5 килограммов, что равно весу вазы, которую мастер-стеклодув должен изготовить. А теперь представьте: он должен держать эту трубу в горизонтальном положении, одновременно выдувая сам изделие, очень быстро выполняя все манипуляции и даже перекладывая трубу из одной руки в другую... Действительно, работа стеклодува не из легких.

Далее следует декоративная обработка изделий — шлифовка и резка, травление и позолота стекла. Затем позолоченные поверхности мастера полируют агатом и гематитом, чтобы добиться мягкого блеска. И, конечно же, гравировка — один из самых дорогих и сложных способов украшения хрусталя. Сначала на поверхности хрусталя рисуется мотив гравировки, и только потом начинается процесс резьбы. Кстати, каждый гравированный предмет на фабрике Moser — уникальное произведение искусства.

Следует также отметить, что с момента выпуска первых изделий и по настоящее время Moser использует в своем производстве бессвинцовый хрусталь. Сырьем для его производства служат кварцевый песок, сода, поташ и известняк. Известно, что Людвиг Мозер использовал какой-то другой химический элемент вместо свинца, который до сих пор остается коммерческой тайной компании.

Одним словом, до сих пор компания работает по запатентованным древним технологиям, не имеющим аналогов в мире. Хрусталь Moser чище воды и воздуха, а технология ручной огранки позволяет изделиям отражать даже малейшее преломление света. Все это позволяет даже самым искушенным ценителям наслаждаться утонченной эстетикой изделий.

Несомненно, изысканный дизайн и высочайшее качество продукции заслужили признание во многих музеях и ведущих галереях по всему миру, включая Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей стекла в Корнинге, Музей стекла в Пассау, галереи Моравии и Брно, Музей Северной Чехии в Либереце и, конечно же, Музей Мозера в Карловых Варах.

Наконец, следует отметить, что только благодаря своему создателю легендарная фабрика достигла беспрецедентного успеха. Людвиг Мозер не только добился всемирной славы благодаря делу своей жизни, но и разбогател, а также был удостоен титула графа императором Австрии и королем Богемии Францем Иосифом, что было необычным для человека из еврейской семьи в то время.