Как изменился дизайн хрустальных люстр за 400 лет?

Декабрь 
09,
2025

Когда мы видим роскошную антикварную люстру с сотнями хрустальных подвесок, переливающихся всеми цветами радуги, мы даже не задумываемся о том, почему она имеет именно такую форму и как был создан этот дизайн.

Однако происхождение этих светильников очень интересно и позволяет нам погрузиться в тайны общества и культуры!

В этой статье мы найдем ответы на три важных вопроса:

• Почему люстры круглые? Некоторые из первых люстр (с масляными лампами, а позже со свечами) появились в храмах с круглыми куполами. Чтобы равномерно осветить довольно высокое и объемное пространство, подсвечники размещались на равном расстоянии друг от друга, часто ярусами. Поэтому круглая форма обода была оптимальной с точки зрения освещения. Более того, согласно многим историческим источникам, более древним типом люстры является антикварный «корзиночный» тип: обод или чаша с подсвечниками, подвешенными на цепочках.

• Как украшали люстры до появления хрусталя? В XIV веке на острове Мурано в Италии начали производить цветное необработанное стекло, которое использовали для украшения люстр в богатых домах. Менее дорогие изделия часто украшали металлическими элементами — отливками и коваными деталями. Это могли быть минималистичные шары, листья, изогнутые стержни или тонко выполненные детали (скрученные стебли, цветы, грозди винограда и т. д.).

• Почему подвески стали изготавливать из хрусталя? В XVII веке в Богемии, а чуть позже в Англии, начали производить новый декоративный материал — гранёное стекло со специальным химическим составом. Не путайте: это не натуральный горный хрусталь, а искусственное стекло, которое очень чистое, действительно прозрачное и хорошо преломляет свет. Именно благодаря этим свойствам подвески и подвески для люстр стали изготавливать из хрусталя.

Что произошло с дизайном люстр после появления хрусталя?

С XVII века дизайн антикварных люстр стал более сложным: поскольку стеклянные украшения увеличивали вес изделия, появились модели с жесткой конструкцией. Центральный стержень служил основной опорой, к которой жестко крепились кронштейны с подсвечниками.

Светильники этого периода — расцвета роскошного барокко — сочетали в себе множество декоративных элементов: фигурные вазы на центральном стержне, причудливо изогнутые металлические стержни и подвески различной формы. Однако нитки из мелких хрустальных бусин использовались относительно редко. Иногда их заменяли стеклянными украшениями вокруг самих рогов. Все это можно увидеть на схеме ниже.

В период правления Екатерины II появились роскошные многоярусные люстры: к центральному стержню крепилось несколько ярусов с подсвечниками. Кроме того, в декоре появилось больше подвесок и грузов. Они способствовали лучшему освещению огромных дворцовых залов и подчеркивали их роскошь. Светильники для королевских дворцов часто были позолоченными, а дома дворян, не имевших близких связей с императорской семьей, часто украшались более простыми бронзовыми люстрами.

Люстры конца XIX — начала XX веков

Сохраняя свой воздушный дизайн, люстры со временем стали приобретать более «утилитарный» вид: меньше декоративных хрустальных деталей, только каркас и подсвечники. Однако форма металлических рожков стала более причудливой. Их стали изготавливать в виде виноградных лоз и других растений, а светильники в королевских дворцах часто украшали государственными символами — гербами и коронами.

Начало XX века было временем потрясающего модернизма, стремления к элегантной простоте. В это время в моду вернулись «корзиночные» люстры с простыми стеклянными абажурами, а также стали популярны одно- и двухъярусные модели с 3-4 рожками. Причудливые цветочные мотивы сменились строгими геометрическими линиями. Если в декоре использовались хрустальные подвески, то они также имели строгую форму: трубки, шары.

Ссылки по теме